Цивилизации, которые существовали на территории современного Перу, оставили богатое культурное наследие и грандиозные памятники монументальной архитектуры. Большинство из них не только поражают своей красотой и масштабами, но порождают целый ряд практически неразрешимых вопросов, а их история создания до сих пор остается неразгаданной загадкой.
ТРИНАДЦАТЬ КАМЕННЫХ БАШЕН ЧАНКИЛЬО
Это древний монументальный комплекс на пустынном побережье Перу в оазисе Касма. Приблизительная дата сооружения IV век до н.э. До 2007 года среди ученых не было единого согласия о предназначении этих конструкций. Но на сегодня преобладает теория, что башни Чанкильо являются самой древней солнечной обсерваторией в Америке.
13 башен, высотой от 2 до 6 метров выстроились по прямой линии с севера на юг по гребню холма. Наблюдая за продвижением солнечного луча через прорези башен, на рассвете можно определить дату. Доказано, что расположение первой башни соответствует восходу солнца 21 июня, а последней — 21 декабря.
Но кто построил комплекс Чанкильо, какая цивилизация и действительно ли такое предназначение комплекса, до сих пор остается загадкой.
ЛИНИИ НАСКА
Группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов расположена на плато Наска на юге Перу. По официальной версии линии были нанесены около 1100—1700 лет назад доинской культурой Наска.
Впервые полноценно открыты геолифы были в середине XX благодаря авиации. С высоты полета впервые было увидено гигантских пауков, ящериц, лам и других животных, а также зигзаги и геометрические фигуры.
Линии Наска ставят перед историками немало вопросов – кто их создал, какой народ и когда, зачем и каким образом? Вот только несколько теории их создания:
Версий много, в какую верить Вам выбирайте сами.
ДВОРЕЦ ИНКИ РОКА – ПОЛИГОНАЛЬНАЯ КЛАДКА
В центре столицы империи Инков Куско расположен дворец Рока. Большую часть территории было уничтожено и разобрано на камни во время колонизации. Но останки дворца – настоящая неприступная крепость.
Стены дворца, как и многие другие монументальные постройки, сложены в технике полигональной кладки. Обработанные блоки разных размеров и формы, углы которых имели фигурные вырезы. Обычно монолиты имеют два-три таких угла, но некоторые — до 10 и даже 12! За счет такого приема достигалось максимальное сцепление между блоками! И при кладке также не использовали никакого раствора. А из инструментов у инков имелись простейший отвес и уровень!
Чтобы осознать крепость стен в сейсмоактивной зоне, где и находится дворец, известный факт – в стыки между полигональными блоками не входит не то, что лезвие ножа но и невозможно засунуть угол банкноты!
Исследователь Жан-Пьер Протцен, который годами изучал эту кладку и досконально владеет ее техникой, признал, что не представляет себе, каким образом древние строители грузили, транспортировали и поднимали эти огромные монолиты.